Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
ДОКУМЕНТЫ
- Приказ Управления образования и молодёжной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области №12-ОД от 11.01.2022 г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся" [pdf. 2.03 Mb]
- Приказ Управления образования и молодёжной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области №20-ОД от 18.01.2022 г. "Об утверждении муниципального плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию функциональной грамотности обучающихся" [docx. 30.13 Кб]
- Приказ директора МОУ "Гиблицкая СОШ" №30-ОД от 10.02.2022 г. "О мероприятиях, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся" [pdf. 690.02 Кb]
- Приказ директора МОУ "Гиблицкая СОШ" №74-ОД от 28.03.2022 г. "О проведении тренировочных работ по формированию у школьников функциональной грамотности" [pdf. 399.82 Кb]
- Приказ директора МОУ "Гиблицкая СОШ" №76-ОД от 31.03.2022 г. "О проведении недели по формированию функциональной грамотности в школе" [pdf. 245.77 Кb]
Банки заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Электронный банк заданий по финансовой грамотности
Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
Банк заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
Тест «Цифровые компетенции педагога»
Методические материалы по функциональной грамотности
* * *
С 28 марта по 6 апреля 2022 года обучающиеся 2-3 классов Гиблицкой, Китовской, Ибердусской школ прошли диагностику ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ на образовательной платформе UCHI.RU
Диагностика в включает два интерактивных задания: одно основано на художественном тексте, второе – на научно-познавательном. Задания направлены на проверку следующих групп навыков:
находить информацию, представленную в явном виде;
делать простые умозаключения и прямые выводы на основе прочитанного;
интегрировать и интерпретировать прочитанное;
рефлексировать относительно содержания и формы текста.
А обучающиеся 4-6 классов прошли диагностику функциональной грамотности «3К» (критическое мышление, коммуникация, кооперация), которая включает два сюжетных интерактивных задания, где ученикам предстояло решить проблему, взаимодействуя с персонажами.
Обучающиеся проверили такие навыки как:
поиск информации, представленной в явном виде;
построение простых умозаключений и прямых выводов на основе прочитанного;
интеграция и интерпретация прочитанного;
рефлексия относительно содержания и формы текста.