Средства обучения и воспитания.
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально можно достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: "материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний" (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Идеальные средства обучения |
Материальные средства обучения |
1 уровень – на уроке: |
|
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. |
Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО. |
2 уровень – учебный предмет: |
|
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. |
Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету). |
3 уровень – весь процесс обучения: |
|
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований. |
Кабинеты для обучения, библиотека, столовая, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения. |
Каждый элемент системы средств обучения представляет собой сложную и самостоятельную подсистему.
В школе имеются 18 компьютеров (из них 10 ноутбуков).
4 кабинета школы оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер, проектор, экран), что составляет 36,4% от общего числа всех кабинетов.
На компьютерах установлены операционные системы:
- Linux (на 2 компьютерах);
- Windows (на 16 компьютерах);
Приобретена периферийная техника:
- мультимедийный проектор – 3 шт.;
- интерактивная доска – 1 шт.;
- многофункциональное устройство – 4 шт.
Функционирует компьютерный класс на 6 учебных мест. Школа подключена к сети Интернет, доступ безлимитный, Wi-Fi.
Программное обеспечение школы:
- Microsoft Office 2007;
- Microsoft Office 2010;
- OpenOffice;
- Другое свободно распространяемое программное обеспечение: медиаплеер, клиент электронной почты, программа для просмотра фото- и видео- файлов.
В школе имеются предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения (кабинеты начальных классов (ноутбуки, проекторы, экраны переносные); кабинет русского языка и литературы (интерактивная доска, МФУ, документкамера, проектор, видеокамера); кабинет информатики (проектор, экран настенный, МФУ).
Аттестованы в соответствии с требованиями 3 кабинета:
1) русский язык и литература
2) немецкий язык
3) история
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
Для проведения уроков физкультуры и обеспечения внеурочной занятости в школе работает спортивный зал. Спортзал оснащен необходимым спортивным оборудованием.
Безопасное пребывание в школе обеспечено наличием:
- автоматизированной системы пожарной сигнализации
- тревожной кнопкой
На переменах организовано дежурство администрации, учителей и обучающихся по школе.
Образовательные ресурсы, доступные обучающимся школы и педагогам
Федеральные образовательные ресурсы для общего образования |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
"Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" |
|
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ Образовательные сайты с ЭОР http://eor-np.ru/ , http://www.edusite.ru/ , http://rusobr.ru/ , http://eorhelp.ru/ |
ОБ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ
Школа создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Обеспечение охраны здоровья обучающихся, воспитанников проходит по направлениям:
Целостность системы формирования культуры здорового образа жизни обучающихся
В основной образовательной программе, уставе и локальных актах, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, отражена системная деятельность по формированию культуры здорового образа жизни.
Основные задачи данного направления: формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющих сознательно вести здоровый образ жизни; создание условий для активизации субъектной позиции ребенка в реализации норм здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, воспитание умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья, потребности в знаниях о физической культуре и спорте.
Средством реализации данного направления являются следующие мероприятия и творческие дела: утренняя зарядка в начальной школе, туристические походы, спортивные турниры, эстафеты, физкультминутки на уроках, проведение месячников ПДД и Дней здоровья.
Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся
Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно – гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ, естественная и искусственная освещенность, воздушно-тепловой, питьевой режим соответствуют нормативным требованиям.
На основании заключённых договоров медицинское сопровождение обучающихся школы осуществляет специалист Гиблицкого ФАПа. В школе работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с обучающимися: преподаватель физической культуры, педагог-организатор.
Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися
Наличие безопасной поддерживающей среды в ОУ: благоприятный психологический климат, участие школьников в проектах по профилактике ПАВ. Реализация программ по профилактике различных видов зависимостей, в том числе программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. А так же в школе в системе проходят тематические мероприятия, классные часы , анкетирование по выявлению факторов риска распространения ПАВ и его оценка.
Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Использование в повседневной воспитательной работе рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний. Организация качественного горячего питания обучающихся в соответствии с требованиями санитарных правил. Все обучающиеся школы обеспечиваются организованным горячим питанием. При формировании рациона питания детей и подростков в приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:
- соответствие энергетической ценности рациона возрастными и физиологическими потребностями детей и подростков;
- обеспечение в рационе сбалансированности основных пищевых веществ в граммах;
- восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счёт корректировки рецептур и использовании обогащённых продуктов;
- технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
- соблюдение оптимального режима питания и распределения суточного рациона по отдельным приёмам пищи в течение дня
Привлечение педагогических и медицинских работников к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Медицинский кабинет: нет.
Помещение для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы: нет.
Специализированного кабинета по охране и укреплению здоровья: нет.
Школа имеет: централизованное водоснабжение, водоотведение (канализацию). Газовое отопление осуществляется школьным АТП (блочная котельная установка), школа оборудована светодиодным освещением, автоматической пожарной сигнализацией, системой внешнего видеонаблюдения.