К декаде начальной школы все без исключения готовились заранее, все ребята и педагоги приняли активное участие в её проведении, поэтому декада получилась насыщенной, интересной, полезной и увлекательной...
Известно, что наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учётом творческих и возрастных особенностей каждого ребёнка.
Поэтому мы, учителя начальных классов, составляя план декады, ставили перед собой такие задачи:
- организуя деятельность учащихся, предусмотреть в ней ситуацию успеха, возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность;
- выявление степени соответствия проведения современного урока требованиям ФГОС второго поколения;
- повышение интереса учащихся к учебной деятельности;
- помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей.
- оценка влияния декады начальных классов на развитие интереса учеников к изучаемым предметам;
- обучать детей самостоятельности и творчеству.
Принцип проведения предметной декады - каждый ребенок является активным участником всех событий.
Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
Декада в начальных классах проводится в школе регулярно для поддержания интереса младших школьников к учению. Для детей – это праздник длиною в целых десять дней. В нашей школе этот праздник проводился с 10 февраля по 20 февраля 2016 года. Учиться во все времена всегда интересно.
Для успешной реализации поставленных задач был разработан и утвержден план предметной декады:
Дата
|
Мероприятие
|
Классы
|
Ответственный
|
10.02.16
|
Открытие декады.
Мастер-класс «Открытка для папы» (к 23 февраля)
|
1-4
1-2
|
Горлина Е.В.
Бирюкова Н.П. Горлина Е.В.
|
11.02.16
|
«Поиски сокровищ» (игра по математике)
|
3-4
|
Бирюкова Н.П.
|
12.02.16
|
Кл.час «Занимательная математика»
Конкурс кроссвордов, ребусов, занимательных заданий по предметам
|
1-2
1-4
|
Горлина Е.В.
Горлина Е.В.
Бирюкова Н.П.
|
15.02.16
|
Викторина по произведениям
А. Л. Барто (к 110-летию со дня рождения)
|
1-4
|
Горлина Е.В.
|
16.02.16
|
Социально-значимый проект «Доброта спасет мир» (к Всемирному Дню доброты – 17 февраля). Конкурс рисунков, сочинений «Что такое доброта»
|
1-4
|
Горлина Е.В.
Бирюкова Н.П.
|
17.02.16
|
Урок мужества
|
1-4
|
Горлина Е.В.
Бирюкова Н.П.
|
18.02.16
|
«Путешествие в страну Грамматику»
|
1-4
|
Бирюкова Н.П.
|
19.02.16
|
Конкурс рисунков «Наши защитники» (к 23 февраля)
|
1-4
|
Горлина Е.В.
Бирюкова Н.П.
|
20.02.16
|
Закрытие декады. Подведение итогов.
|
1-4
|
Горлина Е.В.
Бирюкова Н.П.
|
Мероприятия декады проводились согласно разработанному плану. Программа проведения предметной декады отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию.
Открытие предметной декады состоялось 10 февраля во время проведения школьной линейки. Каждый ребёнок был ознакомлен с планом проведения декады, проникся чувством значимости её проведения.
В день открытия декады Горлина Е.В. провела мастер-класс с учениками 1-2 классов по изготовлению открытки для папы к 23 февраля. Открытку ребята оформили в виде объёмной аппликации. В ней каждый ученик написал поздравление для своего папы.
Каждый ребёнок являлся активным участником событий. Они побывали в разных ролях. Фантазировали, сочиняли, выдвигали свои идеи, решали сложные задачи, с удовольствием рисовали. Ребята очень серьёзно и ответственно относились к конкурсам. В каждом классе были отмечены победители.
Результатом конкурса рисунков «Мой подарок защитникам Отечества» стало оформление стенда. Нужно отметить, что большинство учащихся 1-4 классов приняли в нём участие.
В математической игре «Поиски сокровищ» для учащихся 3,4 классов победила сборная команда «Алмазики» (Анохин Андрей, Полковников Андрей, Мишин Сергей и Селезнёва Татьяна).
Для учащихся 1-2 классов проводился классный час «Занимательная математика». Во время этого мероприятия ученики разгадали знаменитую цитату М.В. Ломоносова «Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит». В заключение классного часа дети посмотрели мини-фильм о М.В. Ломоносове. Самыми активными участниками были признаны Мазин С. и Евтин Евг. – ученики 1 класса.
В интеллектуальном марафоне, проводимом для учеников 3-4 классов, победителями стали Головкин Александр (3 класс) и Анохин Андрей (4 класс).
Горлина Е.В. провела литературную викторину для 1-4 классов по произведениям А. Л. Барто, посвящённую 110-летию со дня рождения знаменитой поэтессы. Игроки поделились на три команды. По результатам игры победила команда «Рассказчики» (Головкин А., Селивёрстов А., Мишин С., Федок А., Евтин Е.). В заключение мероприятия дети посмотрели мультфильм «Снегирь», снятый по одноимённому стихотворению А.Л. Барто.
В игре по русскому языку «Путешествие в страну Грамматику», которую проводила Бирюкова Н.П. для 3, 4 классов, ребятам были предложены десять увлекательных конкурсов. Победила команда 4 класса «Падежи» (Анохин А., Анохина А., Литкова Е., Федок А., Полковников А., Селезнёва Т.).
В рамках декады был запущен социально-значимый проект «Доброта спасёт мир», посвящённый Всемирному дню доброты, который отмечается 17 февраля. Детям было предложено написать сочинение «Что такое доброта» и поучаствовать в конкурсе рисунков на эту тему. Все дети откликнулись на призыв принять участие в проекте. Итоговое мероприятие этого проекта планируется провести за рамками декады, в начале марта.
17 февраля учителями начальных классов был подготовлен и проведён «Урок мужества»: «И в наше время есть место подвигу». В ходе мероприятия ребята пытались найти ответ на вопрос: кто такой защитник Отечества? И пришли к выводу, что защитником Отечества может стать каждый школьник прямо сейчас, не дожидаясь того момента, когда он станет по-настоящему взрослым. Наталья Петровна прочитала ребятам рассказ о мальчике, которого поистине можно назвать героем. Рассказ «Настоящий защитник» заставил ребят задуматься над тем, что в любое время человек должен оставаться человеком. Елена Владимировна показала для ребят презентацию о детях и подростках - героях. Ребята также узнали о Всероссийской военно-государственной инициативе «Горячее сердце».
Конкурс кроссвордов собрал не только любителей их отгадывать, но и составлять. В этом году детям было предложено самостоятельно составлять кроссворды, ребусы и занимательные задания. Можно сказать, что эксперимент удался, т.к. силами самих учеников был оформлен стенд с занимательным материалом.
Можно сказать, что декада прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы учащихся и учителей начальных классов.
Проводимые мероприятия отмечались разнообразием приёмов и методов обучения, форм организации урока. Это свидетельствует не только о хорошем уровне преподавательской учебной деятельности, но и о проводимой в системе внеурочной и внеклассной воспитательной работе с обучающимися.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что как раз и предусматривают на сегодняшний день стандарты второго поколения.
Известный практик и ученый, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков говорил следующее: «Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый».
Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность.
Мероприятия были интересны и познавательны, ориентированные на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей каждого ученика.
По результатам проведения декады в начальном звене можно сделать следующие выводы:
- Учителя применяли на уроках элементы современных педагогических технологий и методик преподавания: проблемного обучения, ТКМ, интерактивные, групповые, методы работы, разнообразные творческие методы.
- Преподаватели в своей работе используют современные технические средства.
- Учащиеся на уроках показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения требований учителя, в достаточной степени – уровень владения универсальными учебными действиями.
- Проведенные мероприятия свидетельствуют не только о хорошем уровне преподавательской учебной деятельности, но и о проводимой в системе внеурочной и внеклассной воспитательной работе с обучающимися.
- Учителя в ходе предметной декады проявили хорошие организаторские способности, создали праздничную творческую атмосферу.
В качестве предложений и перспектив можно определить следующее:
- С целью выработки единых требований к выпускникам начальной школы привлекать к открытым мероприятиям в качестве активных субъектов учителей среднего звена.
- Еще активнее использовать на уроках методы поисковой, исследовательской деятельности, иных современных методик преподавания.
- Учителям создать методическую копилку проведённых мероприятий и поместить её на страницах сайта школы.
Во время проведения предметной недели происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации. Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.
Бирюкова Н.П., Горлина Е.В.
|